Автомобильные компании тратят космические суммы на разработку новых моделей, но не всегда эти вложения окупаются: спрос на получившуюся машину оказывается очень низким.
Европейские аналитики из Bernstein Research составили список из 10 провальных проектов за последние 15 лет.
Так, наиболее убыточным проектом, стал сити-кар Smart. Ошибка руководства Mercedes-Benz, владеющего брендом Smart, заключается в том, что разработку машины доверили группе молодых специалистов, которые создали машину с применением сложных технических решений - заднеприводная компоновка, турбированный двигатель и специальные системы стабилизации и АБС. Кроме того, для выпуска машины был создан завод во Франции, где стоимость рабочей силы очень высокая. В итоге автомобиль вышел гораздо более дорогим, чем предусматривает сегмент сити-каров, в результате чего объем продаж 200 тыс. штук в год так и не был достигнут. По оценкам экспертов, разработка первого поколения Smart стоила €3,35 млрд, потеря на каждой машине составила около €4,5 тыс. В компании сомневаются, что и нынешняя версия Smart приносит прибыль. Вторым неудачником эксперты назвали городской хетчбэк Fiat Stilo. С этой моделью итальянский концерн попытался разработать конкурента VW Golf, создав новую платформу и линейку двигателей. Машина продавалась лишь с огромными скидками, в самый удачный год удалось достичь показателя 180 тыс. реализованных автомобилей, но об изначальной цели в 380 тыс. машин за этот же период итальянцы не достигли. По оценкам Bernstein Research, разработка машины стоила €2,1 млрд, тогда как потери на каждой машине составили €2,7 тыс. Аналитики уверены, что провал Stilo стал колоссальным ударом для Fiat, от которого компания так и не смогла оправиться. Следующим в списке оказался представительский эксперимент от Volkswagen лимузин Phaeton. VW попытался переманить часть аудитории у таких брендов, как Mercedes-Benz и BMW, но премиум-покупатели в своем большинстве не захотели премиальный автомобиль от производителя массовых машин. Несмотря на несколько инженерных преимуществ, таких как 6-литровый двигатель очень редкой компоновки W12 и 5-литровый дизель V10. Запланированный объем выпуска Phaeton составлял около 50 тыс. машин в год, но в итоге выпускались лишь 11 тыс. машин. На разработку лимузина ушло €2 млрд, а на каждой машине VW терял около €28 тыс. В число других неудачников вошел еще один компактный ситикар — Peugeot 1007. Миниатюрный автомобиль со сдвижными дверями должен был полюбиться горожанам, часто паркующимся в ограниченном пространстве, но машина получилась слишком дорогой — около €18 тыс. Впоследствии цену снизили до €12 тыс., но за год удалось продать лишь 75 тыс. таких машин из запланированных 200 тыс. На разработку автомобиля, по оценкам Bernstein Research, ушло около €1,9 млрд, а потери от каждой машины достигли €15 тыс. В Bernstein Research отметили сравнительно неудачное первое поколение хетчбека Mercedes-Benz A-Class. Автомобиль стал первой переднеприводной моделью в истории марки, но ожидания оказались слишком велики: вместо запланированных 250 тыс. в лучшие годы удалось продать только 200 тыс. машин. Кроме того, машина на запуске провалила “лосиный” тест. Разработка A-Class обошлась в €1,7 млрд, тогда как Mercedes-Benz терял на каждой машине около €1,4 тыс. Следующее поколение A-Class, утверждают в Bernstein Research, стало гораздо более удачным. Во вторую пятерку неудачников вошли базирующийся на Ford Mondeo Jaguar X-Type, слишком непривлекательная Renault Laguna, чересчур инновационный для своего времени Audi A2 и экстравагантный Renault Vel Satis. Если появление большинства этих автомобилей в этом списке легко ожидаемо, то попадание в перечень неудачников суперкара Bugatti Veyron выглядело маловероятным. Тем не менее в Bernstein Research уверены, что VW Group теряет на каждой машине около €4,6 млн. Veyron является самой быстрой машиной для дорог общего пользования на рынке с максимальной скоростью 431 км/ч. В компании отмечают, что разработка автомобиля обошлась примерно в €1,7 млрд, практически столько же, сколько VW мог бы потратить на программу участия в “Формуле-1”. Специалисты Bernstein Research считают, что участие в гонках было бы гораздо более полезным для имиджа и продаж младших моделей VW, чем продажи почти штучного гиперкара.